Полиграфический центр «Лира». Часть первая.
В виду моего любопытства и страсти ко всяким современным технологиям, уже давно хотелось побывать в настоящей современной типографии. Нет, во всяких там ужгородских конторах, печатающих все подряд на благо клиентов, я бываю регулярно. Только вот в технологические помещения меня никогда не пускают, как не проси. Всегда есть какая-то отмазка. А уж о том, чтобы с самого начала до конца понаблюдать за процессом – тут и речи даже не заходило. «Мешать будешь», «Да нечего там смотреть», «Чего? Фотоаппаратом фоткать? Да ты сдурел», и т.д. Как-то, видимо, по неосторожности, директор ужгородского полиграфического центра «Лира», случайно узнав о моем желании посетить производство, предложил мне его, желание, осуществить. Чтобы все было по-честному, и данная статья не выглядела заказной, мне предложили явиться в любое время, в любой день, с фотоаппаратом… и мне гарантировано устроят экскурсию. С желанием проверить, не пошутил ли директор, да и, чтобы не откладывать в долгий ящик активное предложение, явился я на следующий день, рано утром, в
полиграфцентр «Лира», аккурат к подтягивающимся первым зевающим членам коллектива, медленно заставляющим кофеварку делать чудо-напиток, и выкуривающим первую утреннюю сигаретку. Ну, а потом началось. Зажужжали компьютеры, завелись станки, забегали сотрудники. Итак, обо всем по порядку.
Директор «Лиры» сдержал свое обещание, поэтому, получилась эта статья с обширным фотоматериалом. Всего одна проблема – в помещениях довольно мало места (производство находится в центре города), посему, фотки получились довольно посредственные. Кроме того, коллектив не был предупрежден о визите «корреспондента» газеты «Гудок», и все рабочие места представляли собой ровно то, что Вы, в дальнейшем, увидите на фотографиях. Я постарался фотографировать не только бездушную технику, но и людей, которые с ней работают. Итак, начнем с руководства.
На фото ниже, исполнительный директор раздает утренние указания. Такая себе мини-планерка. Строг и неприклонен…
Сонный менеджер готовится сделать традиционные несколько сотен звонков в день
Работники отдела дизайна. Кто-то уже в такую рань рисует…
…а кто-то ковыряется в ухе… Шучу, поправляет наушник…
Девушки, традиционно, стесняются фотографа…
А кто-то уже серьезен и, что характерно для творческих личностей, задумчив…
А это - издательский отдел. На одном столе кулек с клубникой, на втором – бутылка свежего домашнего вина. Что тут сказать – люди творческие… мало ли, что в работе понадобиться…
Вообще-то, сотрудников на фирме – 27 человек. Жаль, что всех уместить в маленькой статье не получится. Многие – колоритные личности.
А теперь, о, собственно, тех электронных «коробочках», «железочках», и производственных процессах, которыми, по словам директора, так гордиться полиграфцентр.
На фото ниже – оператор так называемого
CTP – довольно новой технологии изготовления печатных пластин. CTP расшифровывается как Computer To Plate («с компьютера на пластину»). И действительно, технология позволяет отказаться от всяких там устаревших фотовыводов, засветки пластин, проявки, сушки, и прочей, устаревшей «фигни» («фигня» =
CTF – Computer To Film). За спиной дяденьки, за стеной, стоит компьютер, на который поступает от «препринтчиков» (делающих допечатную подготовку после дизайнеров) макет. Дяденька делает несколько пассов и отправляет макет в недра этой адской машинки, модели
Screen 4100, использующей в работе технологию
Agfa Azura. Сейчас, на фото, он скармливает в недра агрегата пластину. Агрегат делит изображение, а лазер засвечивает соответствующие участки на пластине (будущей печатной форме).
Кстати, этот CTP стоит порядка 100000 Евро. Так, на всякий случай, информация для тех, кто считает, что только медицинское оборудование дорогое. CTP-машин в Ужгороде, на сколько я знаю, нет больше ни одной. Это серьезное достижение.
Вот, собственно, вся машина в сборе…
Побулькав минут 10 из адской машинки вылазит пластина и по транспортеру подается во второй блок…
…в котором находятся резиновые вращающиеся валики, смывающие не проэкспонированный (куда не попал луч лазера) полимер с поверхности пластины. Смывающая жидкость – тоже от фирмы «
Agfa»…
На выходе – полностью готовая пластина. Чуточку просушим, сделаем еще три пластины и отдаем печатнику…
Собственно, для тех, кто «не в теме», немного проясню суть технологического процесса офсетной печати. Цветное изображение как-то надо напечатать. Не мешать же, как в струйном принтере, для каждой следующий точки свою краску из нескольких чернильниц… Это медленно, не особо качественно, и дорого. Поэтому, много лет назад, люди придумали технологию растровой офсетной печати. Цвет делится на четыре компонента. В нашем случае
CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK (альтернативный вариант для «К»: «Key color» / «ключевой цвет»; CMY на жаргоне - «голубой», «пурпурный», «желтый»). Из четырех цветных точек, напечатанных четырьмя пластинами, потом получается свой оттенок конкретного цвета. На расстоянии, точки, расположенные на определенных расстояниях друг от друга, оптически «сливаются» в требуемый цвет. С виду все просто… Только вот в этом процессе есть много нюансов. Если не правильно совместить оттиски, если пользоваться некачественной бумагой, если использовать в качестве расходников некачественные краски, если не обслуживать аппарат, регулярно меняя его рабочие части на новые, если сэкономить на «печатнике», и еще много «если»… Любое из звеньев выпадает – качество существенно падает. Выпадают несколько звеньев – не «товар», а гавно на выходе. Именно по этой причине, до недавнего времени все ужгородские рекламные агентства печатали «заказы на офсетную» печать во Львове или в Киеве. Теперь, ситуация на рынке качественной офсетной печати существенно изменилась.
Переходим ко второму этапу. Он, не меньшая гордость фирмы, не менее дорог, и не менее технологичен. На фото ниже, двухкрасочный офсетный печатающий станок от фирмы
Adast. Модель
Dominant 526A. Что удивительно, стоит тоже около 100000 Евро. Перед станком – ужгородская легенда – лучший печатник города Ужгорода. По крайней мере, так считает большая часть из моих приятелей, связанных с полиграфией. Когда-то, он был таксистом, но потом бросил это пагубное и нечестивое занятие и стал печатником, во многие разы повысив уровень элитарности профессии.
На заднем плане – строгий директор фирмы пристально следит за тем, чтобы я не вынюхал чего-то лишнего. У каждой фирмы есть свой «секретный ингредиент». Поговаривают, лучший печатник Советского Союза имел свой персональный секрет, из-за которого руководство Партии не могло от него избавиться при необходимости. Уж больно качественно он печатал. Никто так не мог. Когда развалился СССР и стало модно открывать секреты, постаревший уже, к тому времени, «печатник» однажды сообщил в интервью корреспонденту «Комсомольской правды», что добавлял в краску концентрированную мочу пустынных сусликов. Это способствовало необычайно качественной раскатке краски по валикам. Кто бы мог подумать…
Вернемся в производственный цех «Лиры». Приделаем пластину к валикам, понажимаем кнопочек, сделаем тестовый прогон… Сначала одновременно печатаются Cyan и Magenta. Потом моем аппарат, заливаем Yellow и Black, и еще раз прогоняем листы. Как Вы уже догадались, чем за один проход печатается больше красок – тем круче аппарат. К сожалению, цена не линейно возрастает, а в геометрической прогрессии. У всех конкурентов «Лиры» - однокрасочные станки. Это значит, что лист надо прогнать через аппарат четыре раза. Это проблема, т.к. есть нюансы с «продавливанием бумаги», растеканием краски, некачественным совмещением, и т.д. Исключение составляет «пятикрасочная» машина на «Патенте», купленная за мильёны баксов, и… простаивающая… «Стоит» она потому, что при тиражах, которые нужны Ужгороду, включать ее – работать в серьезный минус. Одним словом, двухкрасочный Dominant 526A в Ужгороде – это серьезный шаг.
Листы бумаги поднимаются вакуумными присосками и подаются на транспортер с кучей роликов и оптических механизмов. Листы транспортируются «нахлыстом» (один на другом со смещением сантиметров в 10). Это позволяет ускорить печать.
Проверим совмещение печатных меток. Маркеры должны не только совпадать, но контуры маркеров должны быть тонкими. Когда видна проблема, лезем руками в недра аппарата и подтягиваем вертикальное и горизонтальное смещение.
См. также:
Полиграфический центр «Лира». Часть вторая.
24/06/2009 | 08:03
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению